В кольце врагов. Зачем кремлевская пропаганда формирует в Беларуси негативный образ Украины и Польши
29/10/2020
Мария Авдеева, Европейская экспертная ассоциация, эксперт iSANS
Согласно новому опросу Левада-Центра, 82 процента россиян считают, что страну окружают враги. Этот показатель достигал 84 процентов только в 2014 году, когда произошло российское военное вторжение в Украину и Запад однозначно поддержал Киев.
Кто входит в число этих врагов? К пятерке наиболее враждебных стран россияне относят США – 60 %, Украину – 35%, Великобританию – 29%, Латвию, Литву и Польшу – по 26%.
Изменения в отношении к той или иной стране совпадают с изменениями пропагандистских нарративов и общим информационным фоном. Когда кремлевские медиа постоянно говорят о коварных замыслах против России, формирование образа врага становится вопросом времени.
В случае с Украиной именно кремлевская пропаганда ввела в обиход нарративы о гражданской войне, националистах-радикалах, государственном перевороте и притеснениях русскоязычных. Теперь отработанные методы и темы с небольшими изменениями переносятся в медиа поле Беларуси.
Внешнеполитический курс Россия формирует, четко обозначая друзей и врагов. Нарратив касательно врагов формирует лично Владимир Путин. На встрече дискуссионного клуба «Валдай» 22 октября он предупредил, что те, кто ждут ослабления России, просчитаются и пригрозил «врагам» – «Нас беспокоит только одно – как бы не простудиться на ваших похоронах». Путин также обратил внимание на «турбулентный процесс» в Беларуси и подчеркнул, что «привнесенная извне демократия» работать не будет.
Таким образом он подкрепил основной вектор пропаганды – Россия и дружественные ей страны, среди которых Беларусь, окружены кольцом врагов, с которыми нужно бороться. И основные боевые действия ведутся в информационном поле. Теперь, когда в Беларуси плотно работает десант кремлевских советников и специалистов по гибридным операциям, подобную картинку мира навязывают и беларусам. В беларусские государственные медиа направили высокопоставленных кураторов из Москвы с задачей «унификации подачи информации по образцу украинской повестки в 2014-2020».
Какие инструменты используются в этой информационной войне?
- Привлечение лидеров мнений, блоггеров, которые формируют в общественном мнении тезис о недружественности Украины, Польши и других стран Запада;
- Разжигание гражданского конфликта с использованием пропагандистских роликов;
- Создание и продвижение медиа площадок со скрытым или явным прокремлевским контентом;
- Использование соцсетей – искусственное наращивание количества участников, посещаемости групп;
- Использование манипулятивных техник: сообщение неправды или полуправды, использование ярлыков, смещение акцентов, частый повтор, эмоциональная подача материалов.
Посол Украины в Беларуси Игорь Кизим привел классический пример работы кремлевской пропагандистской машины с антиукраинской риторикой, которая регулярно звучит из государственных телеканалов Беларуси. Сообщение общенационального телевидения ОНТ 26 октября с заголовком – «Украинские пограничники пресекли попытку переброски в Беларусь арсенала оружия» на поверку оказалось частью информационной кампании. Цель – показать, что граждане Украины якобы участвуют в радикализации протестов и представить Украину «форпостом провокаций против Беларуси». На самом деле, нацполиция и пограничники Украины изъяли такой арсенал, но никак не «при попытке переброски в Беларусь».
После того как Лукашенко обозначил ответственных за радикализацию протестов в Беларуси – Польшу, где «создан специальный центр под Варшавой», Чехию, Украину и Литву, которых «направляют» США, пропагандистским медиа осталось только завершить и информационно детализировать образ врага, что совпадает с интересами внешней политики Кремля.
27 октября к закреплению образа внешнего врага подключился министр обороны Беларуси Виктор Хренин. Он сделал заявление на заседании совместной коллегии министерств обороны РФ и Беларуси: «Неудачная попытка организации «цветной революции» сменилась ведением гибридной войны и беспрецедентными мерами дипломатического и политико-экономического давления». Ответственными за «попытку смены власти» в Беларуси Хренин назвал «различные деструктивные силы, подогреваемыми руководством ряда государств». Этот «ряд государств» уже неоднократно называли ранее.
Внезапное закрытие границ для въезда в Беларусь со стороны Польши, Литвы, Латвии и Украины стало логическим продолжением общей стратегии по ужесточению режима, физическому отгораживанию от «неблагонадежных» соседей. Закрытые границы продолжают формировать образ «крепости в осаде», в котором восточный сосед Беларуси – Россия живет уже очень долгое время.
Аналогичные заявления делали глава МИД РФ Сергей Лавров, директор российской СВР Сергей Нарышкин и министр обороны РФ Сергей Шойгу, называя беларусские события результатом деструктивной деятельности Запада. Подыгрывая Лукашенко в его попытках сместить акценты с протестов на мнимые внешние угрозы, Москва пытается закрепить пророссийский вектор развития Беларуси. Не признавая политическим субъектом собственный народ и стремясь сохранить власть ценой уступок Кремлю, Лукашенко представляцет прямую угрозу суверенитету Беларуси.
Источник: Центр Восточных исследований Варшавского университета