Лукашенко против Польши: «бюро добрых услуг» Минска в интересах Кремля (май – ноябрь 2024 года)

16/12/2024

Евген МАГДА, кандидат политических наук, доцент, «Европейская Экспертная Ассоциация»

Гибридный контекст беларусской военной пропаганды

Статус младшего политического партнера Кремля требует от беларусского диктатора Александра Лукашенко оказывать России немало разноообразных услуг. Оптимисты утверждают, что таким образом он уклоняется от втягивания Беларуси непосредственно в боевые действия. Пессимисты полагают, что заискивание перед Кремлем не позволит уберечь Беларусь от непосредственного участия в боевых действиях против Украины. Реалисты анализируют нынешнюю политику официального Минска и ее проявления на нынешнем этапе.

За тридцать лет непрерывного пребывания у власти Лукашенко сформировал у себя значительную зависимость от Кремля. Его политическая карьера показывает, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Сегодня его возможность расплачиваться за российскую помощь привлекательными объектами экономики Беларусь (многие ее предприятия и без того работают в интересах России) минимизирована. Лукашенко приходится использовать свою пропагандистскую машину, и без того использующую российские лекала, в информационно-пропагандистском противостоянии с своими западными соседями.

Почему таким объектом пропагандистского влияния стала Польша? Причин несколько. Возможно, главная из них – Варшава не только активно демонстрирует внешнеполитические амбиции, выходящие за пределы лидерства в Балто-Черноморском регионе, но и является ведущим партнером США среди европейских стран НАТО. Кстати, будущий приход к власти в США Дональда Трампа может стать катализатором беларусской активности в этом вопросе, ведь польское политическое руководство в лице президента Анджея Дуды сделало ставку на Трампа. Еще одна причина – словесно атакуя Польшу, официальный Минск словно подчеркивает свою значимость. Испытывая очевидные проблемы с внешнеполитической субъектностью, Лукашенко и его команда пытаются продемонстрировать свой внешнеполитический вес. Как тут не вспомнить басню Ивана Крылова «Слон и Моська».

Говоря об особенностях военной пропаганды режима Лукашенко, направленной против Польши, можно отметить следующие ФАКТОРЫ:

– Данные пропагандистские действия необходимо рассматривать в парадигме гибридности, которую активно использует в своей информационно-пропагандистской активности Кремль

– Этот факт только подчеркивает подчиненный России характер беларусского режима и его участие в обеспечении боевых действий России против Украины. Высокая степень интеграции усилий Москвы и Минска в этом вопросе очевидна.

– Польша справедливо воспринимается Кремлем как стратегический союзник Украины, логистический центр и политический партнер в одном лице. Атакуя его своими беларусскими прокси, Россия не только экономит силы, но  и вынуждает Варшаву отвлекаться на ответные действия. Игнорировать действия Минска невозможно по причине их довольно высокой интенсивности, однако и отвечать в полной мере смысла не имеет

– Важной особенностью можно назвать «человеческий фактор» (отметим наличие гибридного военнопленного, активное использование фактора беженцев,  эксплуатация темы перебежчиков, спекуляции вокруг пребывания боевиков ПВК «Вагнер» на территории Беларуси)

– Атакуя словесно государство, являющееся членом НАТО, Беларусь демонстрирует верность своим союзническим обязательствам перед Россией.

– Необходимо также упомянуть о факторе ядерного оружия, который активно использует Лукашенко в своих пропагандистских действиях.

Вышеперечисленные причины делают Польшу объектом беларусской пропаганды, которая осуществляется путем коллаборации кремлевских нарративов и псевдоантиколониального дискурса, направленного против Варшавы.  «День народного единства», который начали отмечать в Беларуси с 2021 года, является днем начала советского вторжения в Польшу в 1939 году. Публично продвигая этот нарратив, наполняя его пропагандистским смыслом, режим Лукашенко солидаризуется с стремлением Кремля создать собственную версию политики исторической памяти.

Хотя наше исследование посвящено прежде всего военной пропаганде, необходимо несколько расширить рамки обсуждения. Есть основания утверждать, что Беларусь является активной соучастницей гибридной агрессии против Польши и других стран НАТО, что означает интенсивное использование самых разных элементов социальных коммуникаций для нанесения противнику морально-психологического ущерба. Современная война, как показывает противостояние России и Украины, идет не столько за территории, сколько за сознание граждан государства, ставшего жертвой агрессии. Или – как это происходит в отношениях Беларуси и Польши – страны, которая рассматривается как вероятный противник.

Поэтому судьбу одного из лидеров Союза поляков Беларуси Анджея Почобута стоит рассматривать как пребывание военнопленного, захваченного противником, в его руках. Почобут – активный журналист с гражданской позицией, который неоднократно задерживался беларусскими силовиками. Вынесение ему приговора в феврале 2023 года о сроке заключения в 8 лет лишения свободы означает стремление официального Минска использовать Почобута не только для шантажа, но и для получения определенных преференций в диалоге с противником, как позиционирует Польшу беларусская официальная пропаганда.

Отмечу и обратный фактор, связанный с приемом в Беларуси польских перебежчиков. В этом подходе есть нечто, отсылающее к отношениям Речи Посполитой и Московского царства. В упомянутый период таким перебежчиком стал судья Томаш Шмидт, который в мае 2024 года попросил политического убежища в Беларуси. Отметим, что важность этого перебежчика нивелирована правонарушениями, совершенными им в Польше. С другой стороны, статус судьи и его информированность о происходящем в польском истеблишменте оценивается наблюдателями как весомый успех беларусских спецслужб.

Говоря о факторе беженцев, мы должны упомянуть несколько компонентов. Первый – продолжение этого кризиса на польско-беларусской границе создало трагический прецедент. В июне 2024 года смертельное ранение получил солдат 1-й бронетанковой бригады Войска Польского, после чего выдача ранившего его мигранта стала одним из условий нормализации отношений между Польшей и Беларусью. Подобные инциденты способствуют беларусской пропаганде в части психологического воздействия на польских обывателей.

Второй – продолжение прощупывания польско-беларусской границы (упомянутый мигрант, по данным польских военных, уже оказался на территории Европейского Союза) осуществляется в интересах не так Вооруженных Сил Беларуси, как российской армии. Не приходится сомневаться, что Россия планирует дальнейшие наступательные действия против стран НАТО в случае завершения войны против Украины.

Третий – поддержание постоянного общественного интереса к судьбе мигрантов на беларусско-польской границе отвечает стремлению Кремля разными способами дестабилизировать ситуацию в ближайшем приграничье. Минск в данном вопросе выступает скорее техническим исполнителем, чем идеологом. Снятый известной режиссеркой Агнешкой Холланд фильм «Зеленая граница», отмеченный многочисленными наградами в сфере кинопроизводства, в данном случае играет роль катализатора такого интереса. Эмоциональная реакция президента Польши Анджея Дуды только подогрела интерес европейского зрителя к этой киноленте, снятой в псевдодокументальном стиле.

Весомым  остается и фактор «вагнеровцев» в беларусско-польских отношениях. Сформировав еще до мятежа Пригожина образ «псов войны», способных добиваться выполнения поставленных перед ними задач любой ценой, представители лишившейся своего покровителя частной военной компании оказались в Беларуси. Теперь их главное предназначение – не ударное, а информационно-психологическое воздействие. Напомню, что их появление летом 2023 года сопровождалось информационной кампанией, призванной сеять панику среди жителей Польши и Литвы.  Хотя сегодня количество «вагнеровцев» на территории Беларуси невелико, они продолжают восприниматься в качестве передовой группы российской армии вторжения. Боевой опыт и соответствующий имидж для них является серьезным подспорьем в формировании необходимого для проведения информационно-психологических операций в приграничных районах Беларуси. Появление в информационном пространстве записи телефонного разговора Александра Лукашенко и Евгения Пригожина объективно подогревает интерес к теме «вагнеровцев» в Беларуси.

Отметим еще один любопытный факт: интеграцию «вагнеровцев» не в армейские подразделения РБ, а в систему МВД. Первый заместитель министра внутренних дел и командующий внутренними войсками Беларуси Николай Карпенков не только появлялся на людях в куртке с «вагнеровским» шевроном, но и детально сообщал о процессе интеграции остатков ЧВК в систему МВД Беларуси. На наш взгляд, это свидетельствует о стремлении использовать подручных Пригожина для устрашения возможных участников акций протеста во время президентской кампании.

Напомним, что еще 25 марта 2023 года президент РФ Владимир Путин заявил о размещении на территории Беларуси тактического ядерного оружия «по просьбе Александра Лукашенко». Последний с воодушевлением встретил єто сообщение, развернув информационную кампанию на тему возможного использования ядерного оружия, к которой была привлечена даже телепропагандистка Ольга Скабеева. Впрочем, мониторинговая группа «Беларусский Гаюн» еще в июне 2023 года опровергла предположения о наличии российского ядерного оружия на территории Беларуси. В сентябре 2024 года Лукашенко пригрозил странам Запада использованием ядерного оружия «в случае нападения на Беларусь». Некоторой пикантности ситуации добавляет свежая информация организации бывших беларусских силовиков BELPOL, утверждающих, что российского ядерного оружия на территории Беларуси нет.

ВЫВОДЫ:

– Подчиненный интересам Кремля характер пропаганды Беларуси против Польши не позволяет рассчитывать на его прекращение в ближайшее время, существует прямая зависимость между интенсивностью пропагандистских усилий и военной активностью России на фронте войны против Украины

– Спекулируя на человеческих судьбах, официальный Минск стремится продолжить политику дегуманизации противника, что является очевидным маркером использования Беларусью идеологических конструкций, в разработке которых, как минимум, принимали участие российские специалисты ИПСО

– Минск продолжит цинично использовать фактор собственного формального суверенитета для атак на Польшу, при этом его действия останутся иррациональными по своей природе

– Целесообразно усилить санкции против идеологов и ключевых исполнителей пропагандистских атак против Польши и других стран НАТО

– Вероятность масштабирования опыта пропагандистского давления на Польшу в отношении других приграничных с Беларусью  государств НАТО и ЕС невелика, но ее необходимо учитывать.

Останні записи

info@uaeuxperts.org

Stock footage provided by Videvo, downloaded from www.videvo.net