«Майдан» в Беларуси: угрозы или реальный сценарий

27/07/2020

Эксперты iSANS специально для читателей Reform.by подготовили очередной анализ ситуации в Беларуси и уверены, что даже Кремль не готов к крови в Минске и перекладывает всю ответственность на Лукашенко.

В предыдущем анализе «Как госпропаганда дает рычаги влияния внешним силам» мы рассматривали, как беларусская власть пытается создать образ внешней угрозы и использует его для мобилизации внутри страны. Самый яркий пример — загадочные «боевики», готовящие «побоище», о которых говорил Александр Лукашенко в начале июня. Сейчас эту страшилку власть пытается продать на экспорт, в первую очередь в Россию. Правда, судя по реакции Кремля, Россия не хочет связывать себя с организацией лжемайдана и возможной кровью в Минске, а всю ответственность за происходящее полностью перекладывает на беларусские власти.

  1. Конструирование картинки беларусского «майдана»
  2. Картинка для внутреннего зрителя
  3. Внешние зрители
  4. Что будет?

Конструирование картинки беларусского «майдана»

Мониторинг беларусских госСМИ и соцсетей показывает активное продвижение темы «майдана», который, естественно, необходимо жестко подавить. Вот тут, например, тг-канал государственного информационного агентства «Белта» распространяет анонимный провокационный материал «Кто готовит Майдан в Беларуси». Официальные медиа давно тиражируют высказывания Александра Лукашенко об этой угрозе.

Силовой демонтаж авторитарной власти стал одним из основных жупелов на постсоветском пространстве, где доминируют авторитарные режимы. «Цветные революции» мерещатся правителям в любом действии гражданского общества. Александр Лукашенко не исключение, однако в последний месяц он сделал угрозу «майдана» одной из ключевых в своей предвыборной кампании.

О силовом варианте развития событий во власти заговорили после ареста главного уличного политика Сергея Тихановского в самом начале предвыборной кампании. На тот момент не было ни «плана Багратион» от Максима Шабуцкого, ни упоминаний неких московских кукловодов. Тему вооруженного противостояния ввел в официальный медийный оборот лично Александр Лукашенко.

«Наконец, никто не знает, как мой друг Рахмон с пулеметом наперевес входил в столицу Таджикистана для того, чтобы навести порядок. Сколько погибло там людей. Как с бородачами боролись. Забыли, как бывший президент Каримов в Андижане подавил путч, расстреляв тысячи человек. Все осуждали его, когда умер — на коленях стояли, рыдали, плакали. Мы этого не пережили, поэтому мы этого понимать не хотим. Некоторые. Ну так мы напомним!» — сказал он 4 июня.

Предостережения по поводу «майдана» сыпались на протяжении всей предвыборной агитации, а на встречах с военными президент неоднократно говорил о возможности привлечения армии для подавления протестов.

«Всякие войны сейчас начинаются с уличных протестов, демонстраций, потом майданы. На майдан, если своих нет (у нас маловато «майданутых»), их подтянут со стороны. Это профессиональные военные, бандиты, которые специально готовятся, в основном в рамках ЧВК по всему миру, и зарабатывают большие деньги на провокациях в тех или иных государствах», — заявил Лукашенко на встрече со спецназом в Марьиной горке.

Отработкой тезиса о кровопролитии занимается вся информационная вертикаль. Так, один из топовых беларусских медийщиков, доверенное лицо Александра Лукашенко Андрей Кривошеев, в социальных сетях предупредил оппонентов власти и посоветовал «беречь спины», напомнив о судьбе Нигояна и Жизневского. А известный государственный колумнист Андрей Муковозчик практически открытым текстом рассказал о вооруженном столкновении:

«Вы готовы к тому, что в вашей семье, в вашем доме, в вашем окружении кого-то не станет? Готовьтесь. Могут даже убить, а скорее всего, убьют обязательно – без этого бабий бунт до цветной революции не дорастет. И, скорее всего, убьют свои же: провокация для мятежа – это альфа и омега».

Несмотря на одиозность, его тексты стоит внимательно проанализировать, так как риторика «идеологического рупора» подозрительно совпадает с многочисленными «утечками», циркулирующими в соцсетях, о подготовке провокации. Что это? Просто кампания по запугиванию или сценарий, который власть готова реализовать в тот момент, который она посчитает критическим?

Картинка для внутреннего зрителя

Как говорилось выше, Лукашенко неоднократно заявлял о готовности применить оружие и даже армию в случае необходимости. Более того, в соцсетях появляются сообщения (вопрос об их правдивости — другая история) о тренировках силовиков со стрельбой по толпе.

Не секрет, что поводом для разгона демонстраций в Беларуси часто становились провокации. Так было в 2010-м, когда провокаторы били стекла в Доме правительства. Нечто похожее произошло в 2017-м, когда напряженность в информационном пространстве нагнетали историями про прорывы боевиков на джипе через границу и закончили делом «Белого легиона».

Очевидно, для применения оружия против протестующих потребуется что-то более весомое, чем стычка с ОМОНом. И здесь стоит вспомнить «слив» о сотрудниках «Альфы», якобы тренировавшихся в стрельбе по манекенам в форме ОМОНа. В чатах соцсетей подобные сообщения обрастают дополнительными подробностями: задача тренировок не убить, а ранить, и нужно это для того (делается вывод в сообщении), чтобы сымитировать вооруженное нападение на сотрудников милиции. Для запутывания следов огонь может вестись, например, из номеров в гостиницах, снятых на поддельные российские паспорта (автор сообщения ссылается на опыт украинского Майдана).

Возникает логичный вопрос, уж не под такой ли сценарий государственные медиа предупреждают о майдане, а «сочувствующие» протестующим и недовольным «источники» сливают в сеть сообщения о том, как силовики готовятся к 9 августа?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно оценить, будет ли такой сценарий выгоден власти.

Следующий срок Александра Лукашенко обещает быть особенно непростым. Нерешенный вопрос интеграции с РФ, нарастающие экономические трудности, усиленные пандемией, предстоящий референдум о Конституции – вот неполный перечень проблем, с которыми действующий президент войдет в очередную каденцию.

В такой ситуации отложенные протесты оказажутся для властей миной замедленного действия, которая может разорваться в самый неподходящий момент. Эскалация конфликта сейчас, «вскрытие нарыва» и жесткая зачистка всего политического поля станет прививкой от последующих выступлений. В таком случае о массовых акциях можно будет забыть надолго. Чем не объяснение логики «ястребов» в окружении Лукашенко?

Вам кажется это перебором? Но тот же господин Муковозчик без обиняков проговаривает такой сценарий в официальном печатном органе АП РБ:

«Мы ждать, опустив руки, не будем. […] Иссечь, прижечь, изолировать и вдумчиво лечить – и вся недолга. Только шрам и останется, тоже не повредит. На долгую белорусскую память. Чтобы больше не накипало».

Колумнист Муковозчик и его кураторы не учитывают или не хотят учитывать один важный момент: реальных предпосылок для применения силы на таком уровне в Беларуси просто нет. Протесты в этом году были исключительно мирными. Стычки с ОМОНом если и были, то это единичные случаи, которые спровоцированы, по мнению многих наблюдателей, применением несоразмерной силы самими спецназовцами. Говорить о возможности полномасштабных столкновений не приходится. В публичном оппозиционном дискурсе никогда не было и речи о силовом сценарии захвата власти. Все участники процесса настаивали на мирном протесте. Даже сейчас, после арестов и нерегистрации основных оппонентов действующего президента, оставшиеся акторы крайне осторожно высказываются по поводу скоординированной массовой акции. Единственные высказывания на этот счет можно описать как «если выйдет народ – выйдем и мы». То есть в оппозиционном лагере кровопролития не только не хотят, но оно не выгодно никому.

Внешние зрители

Ужасы «майдана» можно продавать не только внутри страны, но и отправлять их на экспорт.

Допустив ряд существенных ошибок как до, так и во время президентской кампании, беларусская власть пытается слепить новый план из того привычного материала, что был под рукой.

Западу пытаются продать гендерно-сбалансированные выборы и угрозу российского вмешательства. России же, похоже, предлагается история про «майдан», которого в Кремле, без сомнений, опасаются гораздо больше, чем продления полномочий Лукашенко.

По нашей информации, в Москве не хотят «жесткого» сценария в Беларуси, а скорее заинтересованы в продолжении «застоя», в результате которого экономика и общество деградируют настолько, что сами упадут в братские российские объятия без шума, пыли и крови.

Причин такого нежелания может быть несколько. Во-первых, контролировать развитие событий сложно, и варианты исхода могут быть не в пользу России. Настоящее потрясение приведет к смене власти и уходу Беларуси из-под контроля либо к массированной зачистке политического поля, что ударит в том числе и по пророссийским элементам (а планируется их усиление). Во-вторых, обострение ситуации в Беларуси может спровоцировать цепную реакцию в самой России, что на фоне теперешних российских проблем крайне нежелательно.

Кроме того, российская политика настолько мизогинна, что поддерживать «бабий бунт» точно не будет, говорят наши источники.

Мы не знаем, что именно происходит на уровне дипломатии, но сигналы о нежелательности такого сценария идут по всему медийному полю. Москва заранее открещивается от любых силовых сценариев и перекладывает всю ответственность на Лукашенко и его окружение.

Вот что, например, пишет «флагман» беларусской темы в русскоязычном телеграм-пространстве — «Незыгарь»:

«Проблемы у Лукашенко внутри Семьи и команды. И Москва тут ни при чем. Тем более что Лукашенко прекрасно знает расклад сил, отказ России участвовать в разных майданах и желание услышать здравую позицию про интеграцию… Задача Москвы сейчас не свергать Лукашенко и не создавать новый очаг напряженности около собственных границ. Задача — ослабить лично Лукашенко-старшего и его придворное окружение».

Другой канал «Майский указ» вторит «Незыгарю»:

«В Москве действительно нет планов сместить Лукашенко. Потому что любые «майданные» процессы на просторах СНГ в АП и лично Владимиром Путиным рассматриваются в качестве репетиции для дестабилизации ситуации в самой России. Никто не рискует идти к Президенту с подобными идеями, опасаясь обвинения в алармизме».

И таких месседжей можно найти много. Не то чтобы мы верили в искренность кремлевских технологов. Но то, что пишется в Telegram, создает информационный фон и для россиян, и для беларусов, на котором силовой сценарий «от Лукашенко», во-первых, будет его ответственностью, со всей кровью, которая может пролиться, во-вторых, отстроит «хороший» Кремль, думающий о беларусах, от плохого «кровавого батьки». Напомним, что наиболее активная часть и россиян, и беларусов сидит именно в «телеге».

Беглый мониторинг российских СМИ, близких к центрам принятия решений, подтверждает: в Москве не готовы к подобному развитию событий и не хотят его. Украинский проект «России сегодня», работающий и по Беларуси, привычно пишет об угрозе Майдана, но отмечает, что «Лукашенко видал и не такое».

Ключевые СМИ, в частности «Коммерсант», также сдержанно оценивают вероятность реального Майдана в Беларуси. Во «Взгляде», напрямую связанном с АП РФ, профессор ВШЭ Андрей Суздальцев считает, что «главными распространителями слухов о майдане являются беларусские власти и сам президент Лукашенко, пытающиеся за счет страха оправдать репрессии и мобилизовать провластный электорат». Со страниц одиозного ресурса Pravda.Ru, также связанного с Администрацией президента РФ, Андрей Суздальцев уже заявляет, что Лукашенко запугивает РФ, чтобы она его поддержала.

«Он действует безупречно. Он прекрасно знает, что в нашем политическом классе, в российском экспертном сообществе слово «Майдан» — это кодированное слово. Мы готовы кого угодно поддержать, чтобы только не было Майдана, и он сделал так, что слышно не беларусский народ, а слышно одного Лукашенко», — считает он.

Похоже, что продать лжемайдан в обмен на газ и ослабление натиска по части глубинной интеграции Кремлю тоже не получится.

Что будет?

Мы не беремся прогнозировать сейчас, что будет после 9 августа.

Не вызывает сомнений только одно: власть не готова разговаривать с обществом на цивилизованном языке, и любое несогласие, а тем более протесты, даже в мирном формате, воспринимает как прямую угрозу и вызов.

Власть уже допустила ряд ошибок в работе с обществом, которое было готово принять как данность еще одни скучные выборы в обмен на сохранение суверенитета. Но слишком многие беларусы не хотят ждать перемен, спущенных сверху. Они стремятся в них участвовать, причем в реформах мирных, проводимых в независимой и благополучной стране. Однако с этой частью общества власть продолжает разговаривать языком насмешек, угроз, разгонов и дубинок.

Условный Запад и даже Кремль максимально дистанцировались от происходящего в Беларуси перед выборами и, кажется, хором с разных сторон уговаривают Лукашенко аккуратнее обходиться с собственными гражданами, потому что кровь в Беларуси не нужна никому. Но глава Беларуси и его окружение повышают с каждым днем градус истерики по поводу внешних и внутренних врагов.

Возможно, дело в том, что беларусское общество ушло вперед и переросло правящую группу и ее лидера. Кому-то во власти кажется, что самый простой ответ в виде угроз — самый эффективный. Однако без реформ и трансформации власти очередной президентский срок может оказаться последним сроком в Беларуси как в независимой стране.

Источник: Reform.by

Останні записи

info@uaeuxperts.org

Stock footage provided by Videvo, downloaded from www.videvo.net